Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года), аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
Процессы модернизации российского образования требуют от педагогических работников непрерывного профессионального роста, который достигается в результате самообразования и повышения квалификации.
Основными задачами аттестации являются:
· стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
· повышение эффективности и качества педагогического труда;
· выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
· учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
· определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
· обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Раздел 1. Нормативное обеспечение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
1.1. Нормативная база аттестационных процедур
Согласно Перечню поручений Президента РФ от 01.08.2008 Пр-1572ГС Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо:
«Обеспечить создание системы аттестации, подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работников сферы образования, культуры и здравоохранения, использующих в своей деятельности информационные и телекоммуникационные технологии и внести в нормативные правовые акты изменения, определяющие периодичность проведения аттестации указанных служащих и работников в целях проверки навыков владения информационными и телекоммуникационными технологиями».
Нормативно-правовой базой аттестационных процедур являются:
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» - ст. 25 п.п.1,2.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ– ст.ст.196, 197.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
5. Письмо Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18.08.2010 г. № 03-52/46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 24 марта 2010 г. № 209».
6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 г. № 216Н «О утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» Зарегистрировано в Минюсте 22.05.2008 г. № 11731.
8. Закон Тверской области от 07 мая 2008 г. №56-зо «Об образовании в Тверской области».
9. Положение о департаменте образования Тверской области, утвержденное постановлением Администрации Тверской области от 09.10.2002 г. №349-па «О департаменте образования Тверской области».
10. Приказ департамента образования Тверской области № 437-к от 14.12.2010 «Об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Тверской области в 2011году».
Раздел 2. Общие положения.
2.1. Участники аттестации
Аттестация педагогических работников государственных образовательных учреждений Тверской области и муниципальных образовательных учреждений (далее – педагогические работники) проводится с целью:
· подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
· установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям.
Основными принципами проведения аттестации педагогических работников являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Аттестация педагогических работников государственных образовательных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется ГОУ ТОИУУ по приказу департамента образования Тверской области в отношении:
- работников государственных образовательных учреждений, имеющих лицензию на реализацию основных образовательных программ и государственную аккредитацию (за исключением федеральных образовательных учреждений), осуществляющим образовательную деятельность на территории Тверской области и занимающих должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- работников образовательных учреждений, находящихся в ведении иных органов исполнительной власти Тверской области, имеющем лицензию на реализацию основных образовательных программ и государственную аккредитацию, осуществляющим образовательную деятельность на территории Тверской области и занимающих должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
2.2. Виды аттестации
2.2.1. Подтверждение соответствия педагогических работников занимаемой должности
Аттестация с целью установления соответствия занимаемой должности для педагогических работников является обязательной, если они не имеют квалификационной категории и не подлежат аттестации на соответствие уровня квалификации педагогических работников, предъявляемым к первой и высшей категорию
В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, проработавших в занимаемой должности не менее двух лет.
Аттестации с целью установления занимаемой должности не подлежат работники, проработавшие в данной должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Основанием для аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности является Представление работодателя (Приложение 1).
Аттестационные испытания проводятся в форме письменного экзамена в двух вариантах (на выбор) (Приложение 2):
· первый вариант - подготовка конспекта урока (занятия);
· второй вариант - решения педагогических ситуаций.
2.2.2. Установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям
Аттестация для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, является добровольной.
В соответствии с Порядком аттестации, все педагогические работники, включая проработавших в занимаемой должности менее 2 лет, беременных женщин, женщин, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет по собственному желанию могут подать личное заявление об установлении соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой категории.
Педагогические работники, которым первая квалификационная категория впервые присвоена не менее 2 лет назад, но не более 5 лет назад (или более 5 лет назад при условии непрерывности) по собственному желанию могут подать заявление (Приложение 3) об установлении соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории.
Экспертная оценка уровня квалификации педагогического работника проводится в два этапа (Приложение 4):
· экспертная оценка профессиональной компетентности (проведения уроков (занятий));
· экспертная оценка результативности деятельности (достижений) работника на основе утвержденных критериев (портфолио достижений).
2.3. Основания и сроки проведения аттестации.
Аттестация педагогических работников осуществляется в течение всего календарного года.
Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности является представление работодателя.
Информация о дате, месте и времени проведения аттестации на соответствие занимаемой должности письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.
Срок проведения процедуры аттестации (аттестуемого) с целью подтверждения соответствия занимаемой должности 20 рабочих дней с момента подачи представления работодателя.
Основанием для проведения аттестации педагогических работников на первую (высшую) квалификационную категорию является личное обоснованное заявление аттестуемого.
Срок проведения процедуры аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), составляет 3 месяца (65 рабочих дней) с момента подачи заявления.
Сроки выдачи документов, являющихся результатом аттестации, составляют 30 рабочих дней со дня принятия решения Аттестационной комиссией.
2.4. Процедура проведения аттестации.
2.4.1. Аттестационная комиссия департамента образования Тверской области.
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности или соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), проводится аттестационной комиссией, формируемой департаментом образования Тверской области (далее – аттестационная комиссия департамента образования) и состоящей из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и членов комиссии.
В состав аттестационной комиссии входят руководители и работники структурных подразделений департамента, руководители подведомственных учреждений, представители Тверской областной организации профсоюза работников образования и науки Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений, работники образовательных учреждений.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается ежегодно приказом департамента образования Тверской области.
График работы аттестационной комиссии утверждается приказом департамента образования по мере поступления заявлений педагогических работников на аттестацию в течение календарного года.
2.4.2. Региональный оператор по аттестации
Региональным оператором оказания государственной функции по аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Тверской области и муниципальных образовательных учреждений является ГОУ ТОИУУ. (П.3 приказа департамента образования Тверской области № 437 -к от 14.12.2010 «Об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Тверской области в 2011году»).
В структуре ГОУ ТОИУУ создаётся подразделение для обеспечения организационно-технологического сопровождения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Тверской области согласно действующей нормативной правовой базе (далее Региональный оператор).
2.4.3. Уполномоченный представитель аттестационной комиссии в муниципалитетах
С целью оказания организационно-технической поддержки проведения аттестации педагогических работников образования в муниципальных органах управлений образования, приказом руководителя назначается должностное лицо, ответственное за организацию и проведение аттестации педагогических работников - уполномоченный представитель Аттестационной комиссии Департамента образования Тверской области (далее – Уполномоченный представитель), прошедший обучение и инструктаж по порядку исполнения своих обязанностей в период проведения аттестации педагогических работников Тверской области и получивший сертификат.
Уполномоченный представитель в своих действиях руководствуется Положением и Порядок проведения аттестации (Приложение 5).
2.4.4. Формирование экспертных комиссий
Для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников, выходящих на аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности и с целью установления соответствия уровня их квалификации, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии департамента образования создаётся Реестр экспертов, который ежегодно утверждается приказом департамента образования.
Реестр формируется из специалистов предметной области, квалифицированных педагогических и руководящих работников, имеющих высшую квалификационную категорию или ученое звание, специалистов ГОУ ТОИУУ, органов управления образованием, руководителей и работников методических служб, представителей общественных организаций, имеющих высшее профессиональное образование и прошедших соответствующее обучение.
Экспертные группы для проведения экспертизы формируются Уполномоченным представителем по согласованию с Региональным оператором из представителей Реестра экспертов.
Состав экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.
Численность экспертной группы не должна быть меньше 3-х человек (председатель и 2 члена).
Председателем экспертной группы является уполномоченный представитель аттестационной комиссии в муниципалитетах, который несет ответственность за организацию и координацию деятельности экспертной группы, за соблюдение законных прав и интересов аттестуемых работников при проведении экспертной оценки.
Председатель экспертной группы:
· обеспечивает инструктирование и консультирование членов экспертной группы;
· организует деятельность экспертной группы в соответствии с направлением работы;
· распределяет обязанности членов экспертной группы;
· обеспечивает организацию и проведение экспертной оценки профессиональной деятельности педагогических работников;
· анализирует, обобщает материалы, представленные членами экспертной группы по итогам работы;
· оформляет и подписывает экспертные заключения и протоколы проведения экспертной оценки по итогам заседаний экспертной группы.
Члены экспертной группы:
· осуществляют экспертную оценку профессиональной деятельности педагогических работников;
· подписывают экспертные заключения.
2.4.5. Организационные вопросы аттестации
2.4.5.1. Приём документов.
Документы на проведение аттестации принимаются Региональным оператором по адресу: г. Тверь, Волоколамский проспект, д. 7.
Представленные документы должны соответствовать следующим требованиям:
· заявление и представление, экспертное заключение, аттестационные листы подаются на бумажных носителях и заполняются печатными буквами или представляют собой распечатку с электронного варианта.
· фамилия, имя и отчество должны быть написаны полностью и соответствовать паспортным данным;
· документы должны содержать разборчивый текст;
· в документах не должно содержаться подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений;
· документы должны иметь подпись заявителя
· документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
При подаче пакета документов заявитель (аттестуемый) дает свое письменное согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ № 152 «Законом о защите персональных данных».
Региональный оператор при получении комплекта документов проводит техническую экспертизу представленных документов и в случае, если оформление документов соответствует требованиям предъявляемым к документам (см.выше), регистрирует их в журнале приема документов, а также ставит штамп о принятии документов с указанием даты, ФИО и подписи принявшего.
Оформленный пакет документов на аттестацию может предоставить аттестуемый лично или доверенное лицо при наличии документа, удостоверяющего личность (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), и документа, подтверждающего полномочия действовать от имени аттестуемого.
Датой регистрации заявления (представления) является дата представления документов Региональному оператору.
Заявителю может быть отказано в приеме документов в следующих случаях:
· отсутствие права педагогического работника на прохождение аттестации (основание);
· нарушение сроков подачи документов (на высшую категорию);
· отсутствие у заявителя полного комплекта документов на соответствие должности (См. пп.2.2.2. раздела 2.2 настоящих МР).
· нарушение установленных требований к оформлению документов (см.выше).
По требованию заявителя отказ в приеме документов может быть оформлен и выдан заявителю в письменной форме в течение 10 рабочих дней.
После регистрации заявления (представления) Региональный оператор при содействии Уполномоченного представителя в течение 23 рабочих дней с момента регистрации заявления составляют индивидуальную программу аттестации. Индивидуальная программа аттестации доводится в письменном виде до заявителя (аттестуемого).
Заявитель имеет право отозвать заявление либо обратиться к Региональному оператору с заявлением о переносе срока проведения аттестации до момента вынесения решения аттестационной комиссией.
2.4.5.2. Утверждение индивидуальных сроков (графика) аттестации
Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются индивидуально по согласованию с Экспертной комиссией и графиком работы Аттестационной комиссии.
При составлении индивидуальной Программы аттестации должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.
Программа аттестации составляется с учетом продолжительности процедуры аттестации для каждого педагогического работника, которая не должна превышать:
· аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности - 23 рабочих дней с момента подачи представления работодателя;
· аттестация для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) - 3 месяца (65 рабочих дней) с момента подачи заявления.
2.4.5.3. Проведение экспертизы
Для экспертизы деятельности педагогических работников используются методы:
· метод наблюдений;
· метод оценки результатов деятельности;
· метод собеседования
Экспертиза предусматривает:
· анализ документации и материалов, предъявляемых аттестуемыми и руководителями образовательных учреждений;
· наблюдение за профессиональной деятельностью;
· анализ результатов образовательной деятельности.
Экспертная оценка проводится на основе:
· беседы с руководителем (заместителем) образовательного учреждения и аттестующимся педагогом.
· анализа не менее 3-х уроков (или других мероприятий, проводимых педагогом);
· оценки владения современными образовательными технологиями и методиками и эффективного применения их в практической профессиональной деятельности;
· оценки личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активного распространения собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.
· изучения представленных педагогом материалов (рабочие программы по предмету, классный журнал, результаты внутришкольного контроля ( других форм контроля) уровня учебных достижений обучающихся, результаты контрольных, срезовых работ, проводимых экспертами, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные педагогом, дневники и тетради обучающихся, материалы родительских собраний и др.
Члены экспертной группы имеют право посещать уроки, занятия, мероприятия, проводить собеседование, анкетирование, срезы знаний учащихся, знакомиться с необходимой документацией, изучать мнения администрации, педагогов, учащихся.
Итоги экспертизы подводятся в форме совещания экспертов под руководством председателя экспертной группы. На совещании согласовываются и уточняются мнения и оценки экспертов на основе принятой технологии экспертизы. Согласованная экспертами оценка профессиональной деятельности аттестуемого оформляется в экспертном заключении (Приложение 6).
Экспертное заключение должно быть подписано всеми членами экспертной группы с указанием их Ф.И.О., должности, места работы, квалификационной категории.
2.4.5.4. Принятие решения аттестационной комиссией
Аттестационная комиссия на основании заявления (представления), представленных документов и результатов оценки (экспертизы) профессиональной деятельности педагогов принимает решение о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности.
Заседание аттестационной комиссии департамента образования считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
Решение аттестационной комиссии департамента образования Тверской области принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии департамента образования.
При равном количестве голосов решение принимается в пользу аттестуемого работника.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
Аттестационная комиссия по результатам аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности принимает одно их следующих решений:
· соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
· не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
Аттестационная комиссия по результатам аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) принимает одно из следующих решений:
· уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
· уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.
В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационной комиссией заносятся рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации, а также другие рекомендации.
При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций, работодатель не позднее, чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника, представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
2.4.5.5. Утверждение решения аттестационной комиссии
Решение аттестационной комиссией о результатах аттестации педагогических работников утверждается приказом Департамента образования Тверской области.
В течение 3 рабочих дней с момента вынесения Решения аттестационной комиссией, Региональным оператором оформляется Проект Приказа Департамента образования Тверской области о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности.
Приказ о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности, подписывается начальником Департамента образования Тверской области в течении одного рабочего дня с момента поступления.
Приказ Департамента образования Тверской области о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности, направляется Региональному оператору для выполнения дальнейших функций по завершению оказания государственной функции по проведению аттестации педагогических работников.
На основании Приказа Департамента образования Тверской области о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности на каждого заявителя (аттестуемого) оформляется Аттестационный лист (Приложение 7).
В Аттестационный лист педагогического работника вносится решение аттестационной комиссии, указывается дата принятия решения Аттестационной комиссией, а так же дата и номер Приказа Департамента образования Тверской области о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности.
Аттестационный лист и выписка из Приказа Департамента образования Тверской области, вдаются заявителю (аттестуемому) в срок, не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии, для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Аттестационный лист и выписка из Приказа Департамента образования Тверской области о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности, хранящиеся в личном деле педагогического работника, а также аттестационные материалы, находящиеся в аттестационной комиссии, у регионального оператора, уполномоченного представителя аттестационной комиссии в муниципалитетах относятся к персональным данным педагогического работника и подлежат защите в установленном трудовым законодательством порядке.
2.4.5.6. Порядок выдачи аттестационного листа и выписки из распорядительного акта.
Право на получение аттестационного листа имеет:
· аттестуемый
· доверенное лицо, при наличии документа, удостоверяющего личность (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), и документа, подтверждающего полномочия действовать от имени аттестуемого (доверенность, оформленная в установленном порядке).
Выдача аттестационного листа и выписки из Приказа Департамента образования Тверской области о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности, осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с момента принятия решения Аттестационной комиссией.
Выдача аттестационного листа подтверждается подписью получателя государственной функции в журнале регистрации выдачи аттестационных листов и выписок из Приказа Департамента образования Тверской области о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности.
Результат аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4.5.7. Формирование архивного дела
После завершения аттестации Региональным оператором формируется архивное дело на каждого заявителя (аттестуемого).
В архивное дело аттестуемого входят следующие документы:
· заявление педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям (или представление руководителя образовательного учреждения при проведении аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности);
· экспертное заключение;
· копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
· копия Аттестационного листа;
· выписка из Приказа Департамента образования Тверской области о соответствии (несоответствии) уровня квалификации требованиям, предъявленным к первой (высшей) квалификационной категории или о соответствии (несоответствии) занимаемой должности.
Архивные дела и невостребованные аттестационные документы хранятся в архиве ГОУ ТОИУУ в течение срока действия аттестационного листа и выписки из распорядительного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.