Советы музыкального руководителя

Муниципальное     бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 ЗАТО Озерный Тверской области      

Советы музыкального руководителя

 

  Музыка - это особый ключ к достижению гармонии, она возвышает, успокаивает и вдохновляет. Музыка дарит детям и родителям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями.

  

Детский голос зучит так чисто


        Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли  они слышат музыку?
      А ведь музыка в большей степени, чем какой - либо  другой вид искусства, доступна ребёнку. Младенец рождается  с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил ещё до рождения и именно через слух!
          Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвёртой наделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками - создание материальной основы интеллекта - происходит у зародыша человека задолго до рождения.
         Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг ещё не родившегося ребёнка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних  органов матери, её голос, удары сердца и звуки извне – музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребёнок ещё до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и  обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на всё последующее развитие.
        Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух матерью до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день вслух читать детскую сказку о коте. Когда же новорождённым были предъявлены две записи голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой - иная сказка, они выбрали знакомый им рассказ, показав это изменением ритма сосания.
        Известен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своими ещё не родившимися младенцами. Многие из этих детей начали произносить первые слова уже в три — четыре месяца, в семь — ходить, а в возрасте около года - выговаривать некоторые сложные слова.
         Музыка, звук непосредственно воздействуют  на состояние организма человека, вызывая повышение  или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряжённость мускулов. Чем меньше ребёнок,  тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его.  Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребёнка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка.
          На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть — водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны, благо они снова вошли в нашу жизнь. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям. Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у ребят эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.
        Прежде, чем включить диск с музыкой, которую вы хотите предложить детям, вам стоит:
- прослушать    ряд    музыкальных    произведений    и  выбрать из них те, которые нравятся вам и  трогают лично вас. Помните, что только ваше  собственное чувство к данной конкретной музыке может  пробудить интерес ребёнка к звучащему;
- по   возможности,   прочитать  о   композиторе,   чтобы  ваше собственное отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его произведениям было осознанным;
- постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям, какое содержание несёт та или иная музыка и «о чём хотел сказать композитор» в данном произведении; пусть просто слушают музыку.
     Общими критериями отбора музыкальных произведений в этом случае можно считать:
- преобладание выразительности над изобразительностью;
- доминирование   мелодической   линии   (голос,   солирующий инструмент);
-  чётко-выраженное настроение;
- истинную эстетическую ценность композиции.
        Слушать музыку желательно каждый день.  Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнить детям любимую лирическую песню.

 

В мире волшебных звуков

 

      Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

         Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислу-шиваться к окружающим звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе  и не тишина, потому что она  вся наполнена звуками. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку, учите его, учитесь вместе с ним. Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

         Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.

         Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом, звук за звуком, ничего не упуская из виду, Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение. Для слушания лучше выбирать небольшие произведения. Это может быть и вокальная музыка и инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различать динамические оттенки музыкальной речи. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст сам подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной.

       Для начала приобретите кассеты с записями известного сочинения Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке. Композитор музыкальными красками отобразил жизнь ребенка.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.

Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

А репертуар домашней фонотеки может быть самым разнообразным, все зависит от музыкальных пристрастий вашей семьи. Это могут быть и  небольшие классические произведения, и современные детские песни, и общепризнанные песни В. Шаинского и других современных детских композиторов.

В настоящее время в продаже появилось очень много аудио кассет группы  «Домисолька»,  «Непоседы», фольклорной  детской группы «Игранчики». И многие, многие  другие.  Также продаются кассеты с классической музыкой, специально подобранные для детей разного возраста. Выбор огромен – главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изол-ировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку.

          И еще одно пожелание – не надо слушать  очень громкую музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится.          Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир  волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

Музыка как часть поседневнй жизни

 

        Чем бы таким развлечь ребёнка? Это ежедневная мамина проблема. А давайте научим его танцевать! Раннее обучение танцу очень многое даёт ребёнку. Кроха в танце учится выражать свои эмоции, чувствовать музыку, действовать и самостоятельно, и коллективно. Танец развивает ребёнка, расширяет его кругозор. Ну и очевидные заслуги танца: развитие координации, крупной моторики, зрительного, слухового восприятия. Главное, что всё это можно дать ребёнку в ненавязчивой и очень приятной обстановке.

            С двух до трёх лет у малышей уже можно совершенствовать танцевальные навыки. Таким деткам вполне доступны танцы с сюжетом и различными движениями. Родителям будет легче приступать к занятиям, если они подберут музыку с сюжетом танца, сейчас много песенок, в словах которых уже описаны действия. Но не нужно останавливаться только на них, давайте разучим и универсальные движения. Разучите с малышом танец, который исполняется и без музыки.

           Станьте друг на против друга и показывайте крохе движения, проговаривая их вслух:
вперёд 2 шага, назад 2 шага и покружились;
ручками похлопали, ножками потопали;
плечиками подвигали и попрыгали.

          Цель таких танцевальных уроков - научить ребёнка чередовать и запоминать движения. Малыш должен выполнять последовательность движений в определённом порядке. Такие движения повторяйте до тех пор, пока малышу не надоест.

          Учтите, что если он с первого раза не хочет повторять, то это не значит, что ребёнку не нравятся такие занятия. Просто танцуйте с удовольствием сами. С каждым разом темп танца увеличивайте и прибавляйте задора.

           В следующий раз разучите танец с музыкой. Предлагаем вам следующих ход занятия:
пригласите ребёнка потанцевать. У вас уже должна быть наготове весёлая песенка;
станьте перед малышом, пусть малыш возьмётся за вас вагончиком;
далее предлагайте ребёнку повторять за вами движения.

         Движение могут быть любые: полуприседания, повороты к друг другу, хлопки, притопы, пробежитесь вагончиками в такт музыке и снова остановитесь для продолжения танцевальных движений.

      Вскоре у деток появятся свои любимые мелодии, которые будут служить ещё и успокоителями и переключателями внимания. Удачи!

 

Дата последнего обновления страницы 20.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения